Нервозность

Дюркгейм считал связующей структурой чувств между социальным и индивидуальным уровнями аномии, со­стоянием, для которого характерны постоянные колебания между гиперактивностью и гиперусталостью. Вспомним, как чувствовал себя Стриндберг, находясь в Париже. То он в эйфории смешивался с толпой горожан, то целыми днями апатично лежал в гостиничном номере, причем в обоих случаях его представле­ния о времени и пространстве подвергались сюрреалистическим изменениям. Тезис о конфликте между личностью и обществом как причине возникновения неврозов неоднократно выдвигался различными критиками культуры. В книге «Недовольство культурой» Фрейд указывал на про­тиворечие между инстинктивными импульсами и контролем над инстинктами. Пьер Жане (которого потомки незаслуженно забыли, читая лишь его коллегу Фрейда) перечислил ряд симпто­мов, сопровождающих культуру нервозности, среди них — сен­сибилизация и нарушения восприятия. Он же дал целый список рожденных культурой форм усталости, которые без изменений могут быть проецированы на сегодняшний сценарий: усталость от завышенных требований и недостатка стабильности, от по­стоянной стимуляции, потребления, наслаждений, а также от страха неудачи, отчуждения и изоляции. Картину тотальной ранимости в современном ему обществе Жане объяснял непри­способленностью людей к окружающему миру, его ценностям и отношениям. Если общество превозносит высокие темпы и амбиции, неспособность человека соответствовать этим требо­ваниям воспринимается как неполноценность. Так рождаются комплексы и депрессивное чувство вины.

Добавить комментарий

Домашнее отбеливание зубов - это просто! А здесь можно решить проблемы потенции