Практический материал для изучения чувств

Его можно полу­чить из писем и дневниковых записей. В дневнике юного Джона Адамса, позднее ставшего американским президентом, есть за­пись за 1770 год, где он рассказывает, как наблюдал за мимикой окружающих, чтобы научиться управлять своим лицомБогаты — иногда даже чересчур — данные художественной литературы. Их тоже можно использовать в качестве источника информации, но с осторожностью, поскольку это вторичная, а не первичная реальность. Литературные тексты интерактивны — в них чувства, пережитые человеком, обретают язык, и формиру­ется субъективная реальность, которая, в свою очередь, может воспроизводиться в других литературных источниках. Иденти­фицируя себя с Юлией (Руссо), Вертером (Гёте), Эммой Бовари (Флобера) или дез Эссентом (Гюисманса), читатели способство­вали рождению новых эмоциональных стилей (или антистилей). Слезы льются не только в сентиментальном романе, но и при
его чтении. Эффектные «Страдания юного Вертера» в свое время имели в обществе огромный резонанс. Важным источником информации, естественно, являются врачебные записи. Где, как не на приеме у врача, рассказать о сво­их страхах и мучениях? Истории болезни и данные медицинских осмотров, по словам Фрейда, подобны новеллам; необычайно интересны приложенные к истории болезни письма пациентов и их родственников и даже комментарий доктора, жалующегося на собственную меланхолию. Этот необработанный, отре­дактированный, аутентичный материал из-за обилия научной терминологии порой бывает невероятно труден для чтения, однако дает бесценную возможность вплотную приблизиться к чувствующему субъекту.

Добавить комментарий

Домашнее отбеливание зубов - это просто! А здесь можно решить проблемы потенции