Триумфальное шествие нервозности в обществе

Таким об­разом, было подкреплено действиями самых разных действую­щих лиц. В качестве структуры чувств нервозность получила поддержку представителей культуры, рынка, средств массовой информации. Она дала толчок проведению интенсивного куль­турологического анализа. Поставленные вопросы оказались столь же провокационными, как и сам объект изучения. Что есть нервозность — издержки развития культуры или феномен ее самопознания? Общество ставит слишком высокие требова­ния или человек слишком слаб? А может, нервозность — ни то, ни другое, а непомерная боль, кризис, вызванный проблемой адаптации человека к новому, которое обрушивается на него нескончаемым водопадом.Термин «новый нервный человек» тоже понимался по-раз­ному. Некоторые описывали его как «морально беспомощное существо, лишенное кожи, чувствительное к каждому слову, беззащитное, окровавленное и нагое»12. Были мнения, что не­рвозность — явление декаданса и вырождения. В литературе рубежа веков нервный человек представлен как человек высокой культуры, непостоянный и чувствительный, харизматичный и бесплодный. Бледный, увядающий в парнике цветок. Что же конкретно вызывает нервозность? Какие ощущения ле­жат в ее основе? На эту тему в свое время были написаны сотни книг, причем большинство — в популярной и компактной форме справочника по борьбе со стрессом. Я выбрала одну из книг, наиболее известную, — «Нервоз­ность и культура» Вилли Гельпаха13. Этот ученый специали­зировался на применении психопатологических понятий к социальным феноменам — так называемая психопатология культуры. Эта проблематика очень интересовала Макса Вебера, и он состоял с Гельпахом в оживленной переписке. Из писем видно, как Вебер, озабоченный повторяющимися нервными срывами, пытается разобраться, насколько его состояние обу­словлено процессами, происходящими в культуре.

Добавить комментарий

Домашнее отбеливание зубов - это просто! А здесь можно решить проблемы потенции